Культ безопасности
Подписка Редакция Печатная продукция Медиатека Добровольная пожарная охрана Викторины
Сотрудники МЧС России поддержали донорскую акцию «Жизнь+1» Автор: Сергей Аксенов, ГУ МЧС по Приморскому краю
Публикации по темам

«Работа в отсеках затонувшего судна опасна и сложна»

Эту катастрофу называют крупнейшей в современной истории речного транспорта России.  В тот день,10 июля 2011 года, в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубное судно "Булгария".  Начавшаяся гроза со шквалистым ветром сильно накренила его вбок, а один из двигателей оказался неисправен.  Корабль не смог противостоять стихии и затонул в считанные минуты в 3 километрах от берега. Он не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, всего каких-то 50 метров… Из более чем 200 его пассажиров спаслись только 79. В числе погибших оказалось 28 детей.

Операция МЧС по ликвидации последствий этой беспрецедентной чрезвычайной ситуации началась в тот же день и длилась 16 суток.  Около 900 спасателей, 200 водолазов из Москвы, Самары, Чувашии, Удмуртии, Башкирии и других регионов самоотверженно работали  в зоне бедствия. Для патрулирования на акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4,1 тысячи человек, 1,1 тысячи плавсредств, 134 воздушных судна. Трагедия потрясла тогда всю страну. Новости о ходе  поисково-спасательной операции оставались в числе главных не протяжении почти двух недель.

Опытные водолазы и спасатели отряда Центроспас и Центра «Лидер» прибыли на помощь татарстанским спасателям в тот же день, 10 июля. Уже в 21.35 борт из Москвы опустился в Казани. Около 23.00 водолазы обнаружили на затонувшей "Булгарии" первую погибшую.

Вспоминает старший офицер отдела аварийно-спасательных  работ  1-го Управления 294 Центра «Лидер» Василий Фукс.

«Водолазная группировка МЧС была очень большая, поэтому каждой группе был обозначен свой участок работ. При первом спуске нам нужно было, прежде всего, осмотреть корабль – в каком положении он находится на дне. В первые дни работу сильно осложнял шквалистый ветер и высокая волна. Но ждать штиля было невозможно.

Размещались мы непосредственно на корабле, откуда водолазы и осуществляли спуски. Надо сказать, что глубина там  была приличная - до 20 метров, и ,пожалуй, в числе сложностей той операции могу назвать заведение «ходовых концов» к месту работ. Для тех, кто не знаком с нашей профессией скажу, что это канаты, благодаря которым водолаыз не ищут каждый раз  нужное место под водой, а спускаются точно в заданный координатами квадрат.

Для кого-то из моих коллег это был первый опыт работы в отсеках затонувшего судна, а это всегда не только сложно, но и очень опасно. Понимаете, в трюмах очень тесно, и надо передвигаться неторопливо, отслеживать буквально каждое движение, чтобы не задеть и не повредить снаряжение, и особенно - не порвать шланг. Что касается, меня, то я служил на флоте, и мне приходилось уже работать под водой в замкнутом пространстве, поэтому я мог провести инструктаж с коллегами, которые с этим еще не сталкивались.

Конечно, подробная схема корабля у нас имелась, но знаете – под водой все это выглядит совершенно по-другому. Да и если вообще «выглядит»! Ведь хорошая видимость бывает только в бассейне, а в реке она почти нулевая. Скажем, не более, чем на расстояние вытянутой руки. В такой ситуации водолазу приходится ориентироваться либо по компасу, либо сигнальному концу. Если спросите, испытывали ли мы страх, то скажу – да, конечно испытывали. Во-первых, из-за самого судна, поскольку оно могло под действием течения как-то изменить положение, накрениться, что было бы очень опасно. Ну и, конечно, когда попадаешь в отсек, и накрывает абсолютная темнота, что сердце поневоле сжимается. В воде-то хоть немного видно свет, а тут – как в космосе. Только маленький луч твоего фонарика, который выхватывает из черноты то плавающий стул, то посуду, то еще десятки каких-то предметов, которые очень мешают в работе и представляют опасность для нашего снаряжения.

Мы работали, как и полагается, в парах, и когда один водолаз находил внутри труп погибшего, он доставлял его второму, который ждал у выхода из отсека, и уже вместе, по ходовому концу, они поднимали его наверх. Погибших было так много, что все водолазные группы работали посменно, даже ночью, и, в общем, ощущение было гнетущее. Особенно когда приходилось доставать детей….. За всю мою практику я не припомню такого же тяжелого случая. Знаете, в каждой профессии есть свои отрицательные стороны, так вот в нашей никому и никогда не пожелаю заниматься тем, чем мы занимались тогда несколько дней подряд».

Последние погибшие были извлечены из кают теплохода "Булгария" рано утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Отряд Центра «Лидер» в составе 16 человек провел более 70 спусков под воду, общей продолжительностью 92 часа.  На поверхность было поднято 24 тела погибших.

Исторический календарь
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
При поддержке

МЧС России

Партнеры
Всероссийское добровольное пожарное общество
Информационные партнеры