“МЧС 112 ТВ” | “Спасатель” | “Пожарное дело” | “Гражданская защита” | “Противопожарный сервис” | Региональные СМИ |

Вопрос-ответ
Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции.
До социалистической революции 1917 года ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества.
Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой и, при этом, оно находилось под покровительством особ царской семьи Романовых.
Учредительный документ – Устав Российского императорского добровольного пожарного общества утверждал император.
Считалось, что членом Императорского пожарного общества быть очень престижно.
Его членами стремились стать состоятельные люди, для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы, вносимые на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и другими «высочайшими» отличиями.
Российское императорское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах Империи. Добровольные пожарные общества защищали от огня города и села.
За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали поощрения, их страховали. В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны.
Этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех происходящих пожаров.
В 80-90 - е годы 20 века возникновение новых социально-экономических отношений в нашей стране, приватизация имущества предприятий и организаций привели к свертыванию системы управления добровольной пожарной охраной.
Следует констатировать, что в последнее время деятельность добровольной пожарной охраны находилась в состоянии упадка.
Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не были установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность по сравнению с большинством европейских стран и США оказалась ничтожно мала.
Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, наш Министр обратился к Президенту Российской Федерации с инициативой о подготовке отдельного федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Это предложение получило всестороннюю поддержку со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и МЧС России было поручено разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О добровольной пожарной охране.
Принятию Федерального закона «О добровольной пожарной охране» предшествовала двухлетняя работа над проектом, в процессе которого было проходило широкое его обсуждение с участием 7 профильных федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных структур, граждан и организаций.
При его подготовке было рассмотрено несколько тысяч предложений по проекту.
После принятия законопроекта в первом чтении и подготовке законопроекта ко второму чтению Комитетом Государственной Думы по безопасности подготовлено в общей сложности 140 поправок к законопроекту.
(город, сельская местность и т.д.)
Прежде всего, подразделения добровольной пожарной охраны должны создаваться в тех населенных пунктах, до которых профессиональная пожарная охрана будет добираться сверх установленного Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности времени (20 мин.).
Также возможно создание подразделений ДПО в других населенных пунктах, а также объектах экономики для оказания помощи подразделениям профессиональной пожарной охраны.
Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.
Для того чтобы гражданин стал добровольным пожарным ему необходимо выполнить следующие действия:
1. Стать членом или участником общественного объединения пожарной охраны (написать заявление, вступить в юридические отношения с общественной организацией), которое должно быть зарегистрировано как общественное объединение или общественная организация в органах Юстиции и создано по инициативе физических и (или) юридических лиц.
2. Зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных (регистрацию осуществляет общественное объединение).
3. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности пройти обучение по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.
В перспективе планируется прикрыть подразделениями пожарной охраны все населенные пункты, где в настоящее время отсутствуют подразделения профессиональной пожарной охраны.
Законом о ДПО предусмотрена возможность поддержки общественных объединений добровольной пожарной охраны, (статья 11 ФЗ О добровольной пожарной охране №100 от 06.05.2011г.) В первую очередь добровольцам необходима боевая одежда и снаряжение, пожарная техника и пожарно-техническое вооружение ( в том числе мотопомпы).
Данный вопрос не относится к теме проводимой интернет-конференции.
На сегодняшний день создано уже более 7000 общественных объединений пожарной охраны (добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин).
Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется за счет их собственных средств, а также за счет поддержки, оказываемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и других средств, не запрещенных законодательством.
Так, из Министерства обороны в настоящее время передано в подразделения добровольной пожарной охраны более тысячи единиц АРС-14 , более 500 из них уже переоборудованы под цели пожаротушения.
Кроме того, в МЧС России высвобождается более 1800 единиц основной пожарной техники, которая подлежит передаче в подразделения ДПО.
Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.
Как показал проведенный анализ деятельности пожарной охраны развитых стран мира, численность добровольной пожарной охраны в десятки раз превышает численность подразделений профессиональной пожарной охраны. То есть функция тушения пожаров в этих странах в большей степени осуществляется добровольцами.
Это стало возможным за счет активной позиции государства и высоких моральных устоев общества.
В настоящее время в Российской Федерации более 32 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.
Создание и содержание подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты данных населенных пунктов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме свыше 18,82 млрд.руб.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в этом случае является организация добровольной пожарной охраны.
Впервые в истории нашей страны деятельность добровольной пожарной охраны урегулирована на уровне федерального закона. Это говорит, прежде всего, о том, что проблемам обеспечения пожарной безопасности в стране уделяется достаточно много внимания. Как показало лето 2010 года, участие граждан на добровольной основе в тушении пожаров способно сыграть огромную роль в борьбе с огненной стихией.
Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.
Ведение реестра общественных объединений пожарной охраны будет осуществляться МЧС России на федеральном, региональном и субъектовом уровнях. Порядок ведения реестра определяется приказом №416 от 4.08.2011г., который в настоящее время проходит государственную регистрацию в Министерстве юстиции.
Выписки из реестров можно будет получить по официальному запросу в территориальных органах МЧС России.
Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется за счет их собственных средств, а также за счет поддержки, оказываемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и других средств, не запрещенных законодательством.
Так, из Министерства обороны в настоящее время передано в подразделения добровольной пожарной охраны более тысячи единиц АРС-14 , более 500 из них уже переоборудованы под цели пожаротушения.
Кроме того, в МЧС России высвобождается более 1800 единиц основной пожарной техники, которая подлежит передаче в подразделения ДПО.
Добровольным пожарным может стать любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и способный по состоянию здоровья осуществлять функции, связанные с профилактикой и тушением пожаров, и проведением аварийно-спасательных работ.
Добровольная пожарная охрана создается для охраны населенных пунктов – территориальная пожарная охрана, а также в организациях объектовая пожарная охрана.
Добровольная пожарная охрана подразделяется на добровольную пожарную команду и добровольную пожарную дружину.
Добровольная пожарная дружина – это оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее пожарных машин.
Добровольная пожарная команда – это оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины.
Законом предусматривается также создание детских подразделений добровольной пожарной охраны добровольных дружин юных пожарных.
Дружины юных пожарных создаются в образовательных учреждениях, их собственниками (руководителями), в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров.
Как уже сообщалось ранее, проект приказа, устанавливающий порядок определения здоровья добровольных пожарных, находится на согласовании в Минздравсоцразвития Рссии. Ограничений по зрению в проекте приказа не предусмотрено.
При разработке закона была проанализирована деятельность добровольной пожарной охраны не только в нашей стране, но и в большинстве развитых стран мира.
За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали поощрения, их страховали. В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных, были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны.
Впервые в истории нашей страны деятельность добровольной пожарной охраны удалось урегулировать на уровне федерального закона.
В перспективе планируется прикрыть подразделениями пожарной охраны все населенные пункты, где в настоящее время отсутствую подразделения профессиональной пожарной охраны.
Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; (Статья 2, ФЗ №100 О добровольной пожарной охране от 6.05.2011г.)
11 июля текущего года заместителем Министра генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном утвержден Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО: обучение шести категорий с продолжительностью обучения от 16 до 80 часов (руководители добровольной пожарной дружины, руководители добровольной пожарной команды, водители добровольной пожарной команды, специалисты добровольной пожарной команды по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы, машинисты), добровольные пожарные добровольной пожарной команды, добровольные пожарные добровольной пожарной дружины).
В соответствии с Законом обучение личного состава ДПО планируется проводить как на базе подразделений добровольной пожарной охраны, учебных центров и пунктов ФПС (25 учебных центров и 47 учебных пунктов), так и в организациях, имеющих лицензию на обучение (в том числе ВДПО).
Оплата за обучение и за проезд до места учебы будет осуществляться общественным объединением пожарной охраны, обеспечение техникой также осуществляется за счет этого объединения и средств государственной поддержки.
Не понимаю, как можно запланировать добровольческую деятельность? Только если понимать добровольчество традиционно как "добровольно-принудительно", а значить работать это не будет.
Запланировано создание, то есть в бюджете предусмотрены финансовые средства на строительство пожарных депо и закупку пожарной техники для подразделений добровольной пожарной охраны.
Не означает ли это что в настоящий момент можно принимать всех жилающих независимо от состояния здоровья? Подскажите как осуществлялось мед освидетельствование их членов?
Медицинское освидетельствование добровольных пожарных осуществлялось в лечебных учреждениях по месту их жительства. После выхода соответствующего приказа, они пройдут медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
11 июля текущего года заместителем Министра генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном утвержден Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО: обучение шести категорий с продолжительностью обучения от 16 до 80 часов (руководители добровольной пожарной дружины, руководители добровольной пожарной команды, водители добровольной пожарной команды, специалисты добровольной пожарной команды по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы, машинисты), добровольные пожарные добровольной пожарной команды, добровольные пожарные добровольной пожарной дружины).
В соответствии с Законом обучение личного состава ДПО планируется проводить как на базе подразделений добровольной пожарной охраны, учебных центров и пунктов ФПС (25 учебных центров и 47 учебных пунктов), так и в организациях, имеющих лицензию на обучение (в том числе ВДПО).
От кого должна исходить инициатива создания объектовой ДПД(ДПК)- от работников или от работодателя?
Имеется ли нормативная ссылка где необходимо создавать ДПО?
В соответствии с п.6 и п.7 ст.8 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица (граждане) из числа работников организации с согласия собственника имущества организации. Таким образом, в соответствии с федеральным законом общественные организации не вправе выступать учредителями объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.
На сайте МЧС России (http://www.mchs.gov.ru/special/detail.php?ID=351&EID=451171) размещено Пособие по созданию и организации деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны), в котором подробно изложена процедура создания ДПО, в том числе и напредприятиях.
На сегодняшний день создано уже более 7000 общественных объединений пожарной охраны (добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин).
Владислав
1. Какие помещения попадают под поняте "зальные помещения" согласно требований ТР?
2. Попадают ли текстильные материалы, используемые для декоративной/аккустической отделки (драпировки) стен путей эвакуации и зальных помещений под требования статьи 134, табл.28, 29 ТР?
3. В табл. 30, взависимости от назначения, приводится перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности текстильных материалов. Какими должны быть значения данных показателей? Можно ли использовать в качестве штор и занавесов трудновоспламеняемую ткань (по ГОСТ Р 50810), показатель токсичности продуктов горения и коэффициент дымообразования которой не определены?
С точки зрения технического регламента зальным помещением является предусмотренное проектной документацией помещение, размещенное в здания классов функциональной пожарной опасности, и вместимостью, установленной в таблице 29 (Приложение к техническому регламенту).
Использование текстильных материалов в качестве отделочных материалов стен и путей эвакуации зальных помещений подпадает под требование технического регламента.
Требования к текстильным материалам штор и занавесов, размещенных в зальных помещениях и на путях эвакуации, по показателям токсичности продуктов горения, коэффицентам дымобразования должны предъявляться как аналогичные к отделочным материалам путей эвакуации и зальным помещениям.
По СНиП 31-05-2003 и СП 31-109-2003 - к классу Ф4.3.
По СП 31-104-2000* - к классу Ф2.1.
Отсюда разные требования к этажности и площади пожарных отсеков.
К какому же классу функционально пожарной опасности относятся здания арбитражных судов и судов общей юрисдикции?
При определении классов функциональной пожарной опасности зданий и сооружений следует руководствоваться статьей 32 Технического регламента.
Здания судов следует относить к подклассу Ф 4.3.
Определение помещений с массовым пребыванием людей данными в СП 5, СП 7 применяются в целях установления требований в соответствии с данными сводами правил. Во всех остальных случаях применяются определения в соответствии с правилами пожарной безопасности ППБ 01-03.
Вместе с тем, в настоящее время проводится работа по введению единого определения помещений с массовым пребыванием людей.
Спасибо.
Если помещения относятся к различным классам функциональной пожарной опасности выделены в отдельные пожарные отсеки, разработка специальных технических условий в данном случае не требуется.
Сводом правил №4 в новой редакции допускается размещение детских дошкольных учреждений на первых этажах зданий. При выборе таких помещений должны быть выполнены требования к эвакуационным выходам, установленным Сводом правил №1.
Приведение в соответствии с данными требованиями возможно любыми техническими решениями, не снижающими уровень противопожарной безопасности помещений соседнего пожарного отсека.
Вопрос согласования перепланировки в компетенцию органов ГПН не входит.
Возможно ли при выполнении положений п.14.4 СП 5.13130.2009 не оборудовать объект прямой телефонной связью в соответствии с п.39 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».
На объектах спортивного назначения и других общественных зданиях должны быть выполнены все требования, установленные различными нормативными документами по пожарной безопасности требования.
Система дублирования сигнала о пожаре не снимает необходимости наличия прямой телефонной связи.
Требования по защите электрощитов, электрошкафов, установленные в помещениях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 обусловлено необходимостью повышения пожарной безопасности объектов образования, здравоохранения и социальной защиты.
Вместе с тем данные требования распространяются на вновь спроектированные и строящиеся объекты, а также действующие объекты при их капитальном ремонте и реконструкции.
В соответствии с частью 4 статьи 4 технического регламента, его положение не распростроняется на ранее построенные здания и сооружения. В отношении таких объектов действуют принятые до вступления в силу Технического регламента нормативные документы.
Вместе с тем для подготовки квалифицированного ответа требуется более детальное изучение плана строения и ситуации.
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Вопросы-: если выполняется п.2 какой смысл в п.1?
-Если выполняется п.1 может ли не выполняться п.2?
-...Или должно выполняться одно из двух условий?
В соответствии с положениями статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Возможно, при условии выполнения требований установленными пунктом 6.8.13 СП 2 и других нормативных документов по пожарной безопасности, устанавливающих требования к путям эвакуации.
Расчет риска выполняется любой организацией по утвержденной приказами МЧС России методике (Приказ МЧС России от 30.06.2009 №382 и приказ МЧС России от 10.07.2009 №404)
Согласование планов эвакуации с органами государственного пожарного надзора не требуется.
По поводу нарушений требований пожарной безопасности необходимо обратиться в территориальные органы государственного пожарного надзора.
Вопрос: что понимается под "иными юридическими лицами" или вообще "юридическими лицами", если само законодательство не уточняет? Подлежат ли проверкам и действиям пожарного надзора по привлечению к ответственности - садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан?
Например, ЖСК (как потребительские кооперативы), ТСЖ, садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан являются такими некоммерческими организациями, на которые не распространяются положения ФЗ-7 "О некоммерческих организациях" (ч.3 ст.1). Однако и для тех НКО, для которых его положения действуют, ФЗ-7 не устанавливает обязанности обеспечивать пожарную безопасность имущества (находящегося в собственности, пользовании, оперативном управлении, аренде). Так же точно и ФЗ-66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержит положений, обязывающих данные объединения охранять имущество объединения и личное имущество его членов от пожара.
Изучение Приказов Генпрокуратуры от 11 августа 2010 г. N 313 и от 31 марта 2008 г. N 53 и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489, регламентирующих планирование ежегодных проверок, убеждает в том, что объектом проверок могут являться не все без исключения юридические лица, а определенный круг юридических лиц: государственные учреждения и унитарные предприятия, коммерческие организации (а также индивидуальные предприниматели). Остается непонятным, каким образом в ежегодных планах проверок, утвержденных Прокуратурой Санкт-Петербурга, в 2011г. и предшествующие годы оказывались некоммерческие организации и объединения - ЖСК, ТСЖ, гаражные кооперативы, ДСК, СНТ и т.п.
В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственному контролю (надзору) (в том числе государственному пожарному надзору) подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Понятие и правовой статус юридического лица определены Главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, государственному контролю (надзору) подлежат все юридические лица не зависимо от формы собственности и организационной формы, а также индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 72 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пунктом 22 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) регулируются противопожарные расстояния до организованных наземных стоянок. К таким стоянкам относятся земельные участки, предназначенные о оборудованные под стоянку автомобилей, размещение которых на территориях поселений и городских округов, а также проектная документация на которые согласовываются в установленном порядке.
К временным (неорганизованным) стоянкам автомобилей требования пожарной безопасности к противопожарным разрывам не устанавливаются.
У меня два вопроса.
Вопрос 1.
Разъясните пожалуйста следующие трбования статьи 6 ФЗ-123:
"Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
- в полном объеме выполнены ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
- пожарный РИСК не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. ..."
Является ли обязательным выполнение обоих требований (выполнение обязательных требования и риск не превышает допустимых значений) для, что на объекте пожарная безопасность обеспечена, или достаточно волнения одно из этих требований: выполнение обязательных ... или риск не превышает ...
Вопрос 2 касается статьи 6 пункта 1 ФЗ-123:
Какие требования пожарной безопасности являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ, а какие являются не обязательными? В каких документах изложены ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования ПБ.
Заранее благодарен, Сергей Кочетов
1. В соответствии с положениями статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
2. Обязательные требования пожарной безопасности - требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
2. По требованиям СП высота зданий школ должна приниматься не более 12 м (4 этажа). По СанПину минимальная высота этажа в чистоте в школах должна составлять 3,6 м, т.е. высота 4-го этажа превышает 12 м. Какой выход из этой ситуации?
Данное требование
1. При выполнении всех требований, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и подтверждении расчетами нормативных значений пожарного риска допускается наличие в проекте отступлений от требований Сводов правил. При этом разработка СТУ не требуется.
2. В соответствии со сводом правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» высота зданий школ должна приниматься не более 12 м (4 этажа).
Отступление от требований свода правил не является невыполнением требований Технического регламента. При этом подтвержденные расчетом значения пожарного риска не должны превышать установленные Техническим регламентом значения.
В настоящее время подготовлена редакция пересмотренного свода правил СП 4, которой предусматривается ограничение высоты зданий школ - не более 16 м (4 этажа). Принятие документа планируется до конца текущего года.
