Культ безопасности
Подписка Редакция Печатная продукция Медиатека Добровольная пожарная охрана Викторины
Сотрудники МЧС России поддержали донорскую акцию «Жизнь+1» Автор: Сергей Аксенов, ГУ МЧС по Приморскому краю
Публикации по темам

С чего начиналась авиация МЧС

В далеком теперь 1992 году идея о том, что авиация должна стать ключевым компонентом будущих спасательных сил, подталкивала создателей новой для России службы к решительным шагам. Правда, не всё складывалось гладко, в смутное время 90-х старые советские структуры, связанные с авиацией, не спешили помогать руководству ГКЧС. Но Сергей Шойгу и его единомышленники понимали - авиационная транспортабельность сил спасения в условиях России – абсолютная необходимость.

 Как вспоминает Михаил Фалеев, первый начальник отряда Центроспас, он был привлечен к решению этой задачи почти сразу. Свою роль здесь сыграло то, что Фалеев был из подмосковного Жуковского – города, неразрывно связанного с авиацией. Это было важно с точки зрения использования городского «летного» потенциала для освоения технологий аэромобильности.

Весной 1991 года в здании администрации Жуковского было организовано совещание с руководителями ведущих научных и конструкторских предприятий авиационной отрасли. Как вспоминает Михаил Иванович, на встрече собрались мировые авторитеты, представляющие ЛИИ им. Громова, ЭМЗ им. Мясищева, ОКБ Туполева и Ильюшина. Сергей Шойгу подробно доложил идею создания аэромобильных сил спасения, уточнил назначение спасательной авиации, подчеркнув, что она видится ему не просто как транспорт, а как  комплексный инструмент с целой гаммой специфических функций.

«Судя по вежливо-прохладной реакции руководителей предприятий, проектные идеи молодого члена Правительства энтузиазма, да и просто заинтересованности, у них не вызвали, - вспоминает Михаил Фалеев. -Пожалуй, положительным результатом явилось то, что авиационные предприятия предложили свои услуги - при возможности в плановом порядке предоставлять воздушные суда для оплачиваемых авиаперевозок».

И всё же первые договоренности были достигнуты. С начала реальной работы Госкомитета по чрезвычайным ситуациям авиация стала полноценным участником спасательных операций.

Первый авиарейс был выполнен в сентябре 1991 года на самолете ЛИИ при реагировании на аварию на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе.

Как говорили участники операции, уже имевшие за плечами опыт добровольческих операций, они впервые столкнулись с таким уровнем организации реагирования. И прежде всего – в быстроте доставки в зону бедствия.

«Жуковская» группа специалистов в составе Госкомитета – М. Фалеев, И. Прокопчик и С. Сардановский приступили к подготовке проектов нормативных и организационных документов. В основном, благодаря усилиям этой группы в марте 1992 года появилось Постановление Правительства России «О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда».

Все это время ГКЧС России использовал транспортную авиацию, главным образом – для доставки грузов помощи в зоны бедствий, прежде всего, в страны СНГ.

Этим вопросом занимались специалисты Центроспаса под руководством Игоря Прокопчика. « ..задача-то была не из легких, - продолжает рассказ Михаил Фалеев, - учитывая, что собственных самолетов в период с 1991 по сентябрь 1993 года у ГКЧС-МЧС России не было. При поступлении команды от Правительства России надо было связаться с партнерскими организациями (чаще всего – это были Министерство обороны России и Отдельный авиационный отряд гражданской авиации), добиться выделения самолета, способного в кратчайшие сроки выполнить рейс, обеспечить своевременную доставку и погрузку палаток, одеял, медикаментов, продуктов, сопровождать грузы до их приемки, расплачиваться за аэродромные, навигационные, арендные услуги».

Отправка грузов из Москвы осуществлялась, в основном, с аэродрома «Чкаловский», куда транспортные самолёты Министерства обороны ИЛ-76, АН-22 «Антей» прилетали из полков базирования в Пскове, Иваново и других городах. Отправка этих самолётов отнюдь не была приоритетным вопросом для командования военно-транспортной авиации и аэродрома. После загрузки самолёта гуманитарной помощью он мог ещё часами стоять на лётном поле, дожидаясь разрешения на вылет.

«Отработка технологий экстренного авиационного реагирования происходила и в спасательных рейсах. Так, зимой 1992 года при подготовке экспедиции в Тыву для ликвидации последствий чумы яков была допущена ошибка при оценке объема спецснаряжения. Тогда впервые в практике МЧС России в операции был задействован аэромобильный госпиталь. Оказалось, что его оборудование по объёму не помещалось в самолет ТУ-154 Отдельного авиационного отряда гражданской авиации. Из положения, конечно, вышли, направив еще один самолет ТУ-134, но и выводы на будущее сделали: впредь заранее оценивались не только весовые, но и объемные, и другие специальные характеристики груза».

У руководства МЧС России крепла идея о создании ведомственной спасательной авиации. К тому времени отряд Центроспас обустроился в одной из пожарных частей авиаграда, которая находилась рядом с проходной аэродрома «Раменское». Это позволяло доставлять к самолету спасателей и оборудование за считанные минуты.

Важным оказалось взаимодействие Центроспаса с ОКБ им. Ильюшина. Там было создано оборудование для пожаротушения, но  -  только в виде опытного образца. Требовалось продолжение испытаний и разработка тактики практического применения в полёте. Финансов для проведения этой работы в ОКБ не было. Нужен был подходящий случай для демонстрации практических возможностей этой технологии.

В 1992 году он представился, причем - в боевых условиях. Экипаж Ил-76 ОКБ им. Ильюшина с экспериментальным выливным прибором ВАП и группа специалистов ГКЧС России во главе с Ю. Воробьевым, успешно справились с подавлением пожара на складе боеприпасов в районе армянского города Баловит.

«Принимая участие в этом рейсе,  - рассказывает Михаил Фалеев, - наблюдая из штурманской кабины за развитием событий на земле и действиями экипажа, я сделал вывод о том, что для успешного осуществления таких нетиповых в то время авиационных операций требуется особая подготовка экипажа. Ведь воздушное судно при выполнении пожаротушения по многим параметрам находилось в критических режимах: малая скорость и высота, задействование всей механизации крыла, разгерметизация салона из-за открытой рампы, резкое уменьшение полетной массы и нарушение центровки воздушного судна после сброса воды. Кроме этого существовала серьезная психологическая нагрузка на экипаж: работа визуальной и звуковой тревожных сигнализаций, очаги взрывов и пожаров прямо под фюзеляжем на небольшом расстоянии, боязнь промаха.

Последующие испытания, проведенные ильюшинцами и центроспасовцами в реальных условиях пожара на складе боеприпасов на Дальнем Востоке и лесных пожаров в Красноярском крае привели к ..созданию современных выливных авиационных приборов, тщательной отработке технологии пожаротушения».

В соответствии с Постановлением Правительства России от 27 августа 1992 года № 638 отряду Центроспас было поручено заключить договоры с заводами-изготовителями на поставку авиационной техники: самолетов АН-72, ИЛ-76 и вертолетов МИ-8.

Уже 3 октября 1993 года был выполнен первый рейс на спасательную операцию. С аэродрома «Раменское» самолет вылетел в Минеральные Воды с целью авиационного пожаротушения.

Задача МЧС требовали обкатки техники в максимально сложных условиях. Поэтому в апреле 1995 года решили провести комплексные учения в Арктике. По легенде, нужно было ликвидировать аварию на исследовательской станции «Северный полюс». И вот самолеты ИЛ-76 перебрасывали технику и оборудование, с них десантировались спасатели и средства жизнеобеспечения госпиталя. АН-74 совершили посадку на ледовый аэродром, а вертолеты МИ-8 провели разведку и эвакуацию условно пострадавших. В один из дней учения переросли в реальную спасательную операцию, когда поступила информация о том, что женская лыжная экспедиция "Метелица" попала в сложную ледовую обстановку.

 Учения показали, что при хорошей тактической проработке и организации сотрудники МЧС способны выполнить даже столь необычные операции.

Всего за время эксплуатации самолетов с октября 1993 по 1995 годы было выполнено более 350 рейсов!

«Особо напряженным выдался 1995 год, когда наша авиация обеспечивала воздушный мост «Раменское» - Моздок, участвуя в поддержке гуманитарных акций на Северном Кавказе. Несмотря на серьёзную транспортную нагрузку, системно осваивались новые авиационно-спасательные технологии.. Проводилось воздушное десантирование аэромобильного госпиталя и техники на грузовых парашютных платформах. Отрабатывались десантные и эвакуационные действия на вертолетах».

После этого, учитывая перспективы совершенствования спасательных технологий, было решено создать специальное авиационное подразделение для эксплуатации самолетов. В январе 1996 года появилось Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России.

 

Екатерина Бобровская

Исторический календарь
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
При поддержке

МЧС России

Партнеры
Всероссийское добровольное пожарное общество
Информационные партнеры